Реестр участников ООО|Нотариус Расламбекова Н.Г.

Реестр участников общества

реестр участников


Дополнительная защита для предпринимателей

Согласно статье 31.1 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», любое ООО обязано вести список своих участников. Там должны быть указаны не только персональные данные собственников долей, но и сведения о размерах долей в уставном капитале каждого участника, оплате этой доли, а также данные об изменении долей и их переходе от одного лица к другому. Сведения из этого списка при необходимости предоставляются органам государственного управления, банкам или финансовым организациям, а также контрагентам при совершении различных сделок. Однако до недавнего времени в законодательстве был небольшой пробел, который на практике нередко оборачивался серьёзными сложностями для всех участников ООО и не только для них.

В чём суть проблемы?

До 1 июля 2017 года за правильностью и своевременностью внесения информации в список участников ООО обязан был следить директор, или другое лицо, действующее в качестве исполнительного органа. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного.  Но на практике нередко возникали различные неприятные ситуации, связанные, с внезапной смертью или исчезновением директора. Тогда остальные участники ООО оказывались буквально связаны по рукам и ногам, ведь они фактически лишались возможности управлять своими долями. Например, нельзя было получить выписку о выплате участником своей доли в полном объёме. А поскольку, в едином реестре юрлиц эта информация не фиксировалась, то здесь возникали серьёзные сложности.

Ещё худшая ситуация складывалась если почивший генеральный директор был одновременно и единственным участником и учредителем. Вопрос вступления в наследство в этом случае значительно усложнялся. Конечно, на практике такие ситуации происходят не слишком часто, но достаточно регулярно. В конечном итоге, все вопросы, естественно, разрешаются, но на это требуется довольно много времени. Учитывая сложившуюся ситуацию, законодатель внёс изменения в действующий порядок ведения списка участников ООО.

Что изменилось в законодательстве?

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ принёс много новелл законодательство, регулирующее деятельность нотариусов на территории РФ. Одно из таких нововведений вступило в действие с 1 июля 2017 года. С этого дня возможность сохранять информацию об участниках ООО предоставлена ФНП.  Данные будут храниться в специальном реестре в рамках функционирования единой информационной системы. Разумеется, происходит это только после решения общего собрания участников, оформленного в надлежащем порядке.

Как происходит процесс передачи сведений?

О том, как именно происходит процесс  внесения информации в соответствующий реестр подробно написано в ст. 103.11 «Основ законодательства о нотариате в РФ». Для этого участник общества или лицо, действующее в качестве единоличного исполнительного органа должны обратиться к нотариусу. При первоначальном обращении заявитель представляет документ, подтверждающий решение общего собрания участников, либо решение единственного учредителя о том, что ведение списка поручается ФНП.

После подтверждения полномочий заявителя, нотариус вносит сведения в реестр. Информация о изменениях в списке участников вноситься также на основании представленных документов.

Каковы преимущества этой системы?

Передав право на ведение списка участников ООО в ФНП, собственники долей заранее страхуются от возможных проблем, связанных с внезапной смертью или исчезновением директора общества. Вся значимая информация сохраняется в Единой информационной системе, и всегда доступна участникам общества по их запросу. Согласно законодательству РФ, вносить и предоставлять заинтересованным лицам информацию из реестра может любой нотариус на территории России.