Регламент совершения нотариальных действий|Нотариус Расламбекова Н.Г.

Регламент совершения нотариальных действий

нотариальный регламент


Воспользоваться услугами нотариуса стало ещё проще: утверждён регламент совершения нотариальных действий

С 1 января 2018 года вступает в силу Приказ Минюста РФ, определяющий регламент совершения нотариальных действий.  Это ещё один важный шаг, направленный на улучшение системы российского нотариата, и перехода нотариусов к работе в режиме «одного окна».

В чём суть нововведений?

Регламент — это обширный свод правил, которыми будут руководствоваться все нотариусы России в своей работе. Теперь, приходя за помощью к нотариусу, гражданин будет чётко понимать, как именно совершаются нотариальные действия, и какие документы понадобятся в том или ином случае. Затребовать какие-то дополнительные документы, сверх списка, установленного регламентом, нотариус не имеет права.

Рассмотрим, как это работает на простом примере. Среди всего прочего, в регламенте прописано, как устанавливается личность гражданина. Основное удостоверение личности — по-прежнему паспорт. Однако в Приказе перечислены документы его заменяющие. Например, на время получения нового паспорта гражданину выдаётся временное удостоверение, которое нотариус обязан принять. Кроме того, заменить паспорт могут:

загранпаспорт;
военный билет;
удостоверение моряка;
удостоверение беженца;
некоторые другие документы.

Как нотариус сможет уточнить информацию?

За совершение нотариальных действий нотариус несёт ответственность, в том числе и финансовую. Поэтому он, так же как и обратившиеся к нему граждане, заинтересован в том, чтобы к оформленным с его помощью документам не было никаких вопросов. Однако здесь возникала двоякая ситуация. Если у нотариуса появлялись какие-то сомнения, то он нередко просил граждан представить дополнительные документы, список которых, фактически, ничем не ограничивался.

С вступлением в силу нового регламента нотариус лишился этого права, и теперь всю дополнительную информацию обязан находить самостоятельно, с помощью информационных систем, ЕИС нотариата. Это нововведение, безусловно, улучшило положение граждан, которым больше не придётся собирать справки и подтверждения в разных инстанциях. Теперь все сведения нотариус сможет проверить самостоятельно.

Кстати, с каждым годом взаимодействие различных государственных структур и системы нотариата становится всё более тесным. Уже сейчас нотариусы могут получать сведения из ФНС, МВД, Росреестра. Обсуждается возможность использования нотариусами базы данных ЗАГС, которая будет создана в 2018 году.

Повышенная защита нотариальных действий

Ещё новый документ значительно уменьшает вероятность оспаривания действий нотариуса. Если гражданин выбрал нотариальную форму сделки — это 100% гарантия его добросовестности. Считается, что обратившись к нотариусу, гражданин действовал со всей возможной предусмотрительностью, поэтому оспорить такую сделку в суде будет очень и очень сложно.

Как нововведения скажутся на оплате услуг нотариуса?

Рассмотрим, как с 2014 года изменились тарифы на сопровождение сделок с недвижимостью. С одной стороны, не так давно была введена обязательная нотариальная форма сделки, связанной с отчуждением долей в недвижимости. Это была важная мера, направленная на защиту прав граждан, однако за услугу приходилось платить. Поэтому была пересмотрена система тарификации нотариальных услуг. Например, для сделок с обязательной нотариальной формой, тариф составляет всего половину процента от суммы сделки.

За  3 года стоимость нотариальных услуг для сделок с недвижимостью уменьшилась втрое. Например, при оформлении сделки купли-продажи объекта недвижимости стоимостью 10 миллионов, теперь нужно будет заплатить нотариусу всего 25.000 рублей, вместо 75.000 рублей, как это было три года назад.